Мы наблюдаем последствия, к которым приводит поверхностное понимание психоанализа: в обиходе «зависть к пенису», «отношения с матерью» и даже «невроз» исказились до «дразнилок», произносимых с издевкой и пренебрежением. Глубокие и разнообразные ассоциации вокруг этих терминов, понимаемые только в разностороннем контексте, оказались утеряны.
Рискну утверждать, что даже классификация DSM, изначально построенная на основе психоаналитических терминов, деградировала до катастрофического упрощения: та же «нарциссичность», например, превратилась в набор критериев (упрощенный набор деталей…), а затем и в ярлык, который пациент может вслед за врачом навесить на себя – будто замок на дверь изнутри. Плоский и липкий ярлык вместо портала во внутренний мир! Более того, не-специалисты тоже теперь часто разбрасываются этим ярлыком. Это часто приводит к увеличению страдания: заклейменные пациенты определяют себя как ярлык, а заклейменные друзья, партнеры, коллеги чувствуют отвержение и отчуждение. Такое знание сковало, а не освободило.
И здесь мы походим к тому, что психоанализ не единственный свод знаний, страдающий от последствий упрощения. Точно так же можно наносить вред, неверно трактуя биологические знания (фобия ГМО и генной инженерии), химические (спекуляции не-ученых о различных соединениях в составе косметики и препаратов), математические (неверная интерпретация статистики). Именно потому, что психоанализ как науку невозможно изолировать от общества, может быть очень перспективной определенная форма десакрализации: психоаналитическое (и в общем – психологическое) просвещение – упрощение, сформированное обладателем знания. Если четко ограничить пределы ответственности, такое знание может дать недостающий кусочек к картине мира, но не упростить ее саму.