Юнг использовал термин «психика», включая в него совокупность всех психических процессов. Сознательный разум содержит в себе как Эго, так и Личность. Бессознательное же имеет как личное измерение, которое включает в себя материал, который был забыт, подавлен или воспринят бессознательно, а затем структурирован в «комплексы с чувственным оттенком»; так и коллективное измерение, которое содержит мифические темы, архетипы и символы. Идеи Юнга о коллективном бессознательном изменялись с течением времени – он описал коллективное бессознательное в соответствии с биологической, генетической и психологической моделями. Его определения архетипов также изменились, хотя в общих чертах мы можем назвать их «изначальными паттернами», невидимыми процессами, лежащими в основе психики. Проявляясь в сознательном уме, они принимают символические образы. Юнг назвал процесс психо-духовного развития индивидуацией, и одним из важных аспектов такой эволюции является провидческая трансформация. Как он отмечает, видения важны, поскольку психика состоит в основном из образов, и «каждый психический процесс – это образ» (Юнг, 1958, п.889).
Провидческий опыт часто приходит через интроверсию, возможно, как ответ на травму, инициирующую «омертвление» чувств к миру. Человек чувствует себя пустым, а мир для него становится плоским и бесплодным. Согласно тому, как Юнг ([1953] 1972) описывает процесс, люди, которые проходят его, видят мир как «мир теней», призрачный и нереальный. Эти люди существуют в «слабом, двумерном, призрачном мире, где умирает все, что полно жизнью и творчеством» (п.119). Процесс включает в себя отделение либидо от объектов, и это высвобождает психическую энергию, в прошлом заключенную в проекциях на мир. За этим следует проявление содержимого личного бессознательного. Она включает в себя фантазии, навязчивые идеи, «слизь» отвергнутых компонентов повседневной жизни, отвергнутые «животные склонности», которые также являются зародышами новой жизни (Юнг, 1960b, п.63).
Бессознательное сначала проявляется как «магнитное притяжение», ощущаемое сознательным разумом, как повторяющаяся идея или образ, или как автономный комплекс, который может временно взять верх над личностью. Либидо (психическая энергия) могут настолько «раздуть» эти процессы, что они начинают действовать как второе Эго. Оно конфликтует с сознанием; этот процесс можно понимать как «внутреннюю войну». Комплекс может одолеть Эго, и он же может притянуть психику к ее архетипическому ядру. Комплексы могут формироваться вокруг разных архетипов, но наиболее важным из них является архетип Самости. Это архетип, который вызывает самое важное преобразование психики, и встреча с ним дает трансформирующий, призрачный, тот самый «провидческий» опыт – юнгианское видение Бога, которое приводит к нахождению смысла в исходном центре, большем, чем Эго.
Для Юнга архетипы являются не только «структурными элементами» психики: они – живые психические силы, которые могут вызывать духовный рост или, если ими пренебрегают, невротические и психотические расстройства. Эго осознает активность архетипов только через образы, видимые, когда они направляются вовнутрь: